Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕйка»
1. Титульный лист
2. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
3. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации
4. Список литературы
2. Основные характеристики
2.1. Пояснительная записка
Актуальность подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
на современном этапе модернизации российского образования общепризнана и не
вызывает сомнения.
Министерством образования и науки РФ предшкольная подготовка признана
одним из приоритетных направлений развития отечественной образовательной
системы.
Дополнительная образовательная программа «АБВГД-ейка (обучение чтению)»
(далее просто «Программа») имеет социально-педагогическую направленность и
способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию
условий для всестороннего развития личности ребенка.
В качестве нормативных правовых оснований разработки дополнительной
общеобразовательной программы выступают следующие нормативные правовые
документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образованиив Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025
года(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196«;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015
№АК-2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки
России
от
29.03.2016
№
ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
13.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Отличительные особенности программы
Программа является модифицированной и составлена на основе
авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение
дошкольников элементам грамоты». Программа по подготовке к обучению
чтению реализует идеи развивающего образования непрерывно и
преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную
школу и предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольном
образовательном учреждении.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и
деятельный подход к развитию детей. При системном подходе
рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и
деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук
(психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход
основывается на представлении о закономерностях речевого развития
дошкольников.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Она обеспечивает целостность педагогического процесса на
протяжении 2-х лет и соблюдает преемственность не только с последующим
обучением, но и с предыдущим.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную
программу детского сада и школы.
Занятия данного возраста, по своим требованиям, приближены к
школьным, но отличаются по форме организации. Педагог имеет право
менять темы занятий местами по своему усмотрению.
Адресат
Дети дошкольного возраста 5- 7 лет.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то
быстрее, то медленнее, причём включает в себя периоды резких перемен,
скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествовать
небольшой спад.
Поскольку нервная система детей пока незрелая, то приобретение
новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Каждый новый
освоенный этап - своего рода перелом.
Общему
психическому
развитию
содействует
активизация
воображения. Педагоги должны научиться ценить в дошкольнике
неспособность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый,
а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и
реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому,
эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая
методические,
приёмы
работы
с
дошкольниками.
Эстетичность
используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, например,
математикой, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим
предметом. Образы из окружающей жизни и литературы становятся сложнее.
У дошкольника продолжает развиваться речь: звуковая сторона,
лексика, грамматический строй. Дети начинают употреблять обобщающие
существительные, синонимы, антонимы, прилагательные.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению,
поиску решений. Научить испытывать удовольствие от прилагаемых
интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы
интеллектуального результата.
Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.
В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и
развития психологические особенности детей 5-6 лет:
- ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также
процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
- в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной
ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании
одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния
вещества или процесса;
-ведущее значения приобретает развитие воображения.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
У детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться
восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько
различных признаков.
Развивается
образное
мышление,
однако
воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками
ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении
со старшей группой.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений,'
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают, активно, употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
У дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды
монологической речи.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
Режим занятий
Программа ориентирована на детей 5-7 летнего возраста. Срок
реализации программы - 2 года:
- 1-ый год обучения – 5-6 лет,
- 2-ой год обучения – 6-7 лет.
Деятельность детей по программе организовывается в форме
групповых занятий.
Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с
сеткой-расписанием.
Занятия проводятся для детей 5-6 лет 1 раз в неделю, для детей 6-7 лет
2 раза в неделю во второй половине дня и включают в себя: небольшую
теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал, игровые,
занимательные упражнения, упражнения для развития моторики,
физкультминутки. В рамках каждого занятия определены различные виды
детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.
Продолжительность одного академического часа – 25 минут в старшей
группе (5-6 лет), 30 минут в подготовительной группе (6-7 лет).
Общее количество часов в неделю:
- для детей 5-6 лет 1 академический час для каждой группы
-для детей 6-7 лет 2 академических часа для каждой группы
Программа реализуется в 6 группах:
- 3 группы дети 5-6 лет;
- 3 группы дети 6-7 лет.
Объем общеразвивающей программы
Объем программы – 348 часов
Программа рассчитана на 2 года обучения
Первый год обучения: 36 часов *3 группы = 108 часов
Второй год обучения: 80 часов * 3 группы =240 часов
Формы организации обучения дошкольников
Совместная деятельность проводится педагогами в соответствии с
образовательной программой
с детьми старших и подготовительных
возрастных групп детского сада, с учетом "Санитарно- эпидемиологических
требований к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций".
В детском саду используются групповые, индивидуальные формы
организованного обучения:
Индивидуальная форма
организации обучения позволяет
индивидуализировать обучение.
Групповая форма
организации
обучения (индивидуальноколлективная).
Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
совместная проектная деятельность детей и родителей;
совместная проектная деятельность детей и воспитателей
2.2. Цели и задачи по реализации Программы
Цель программы – осуществление комплексного подхода к речевому
развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.
Исходя из поставленной цели, формируются задачи программы.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формировать и развивать фонематического слуха;
Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией;
Знакомить со слоговой структурой слова;
Формировать умение правильно строить предложение, использовать
предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией
сложного предложения;
Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по
картинкам, используя простые предложения;
Расширять словарный запас детей;
Знакомить с графическим изображением буквы;
Учить соотносить звук и букву;
Учить детей производить звуко - буквенный анализ слова;
Упражнять в аналитико-синтетической деятельности;
Подготовить руки ребенка к письму;
Упражнять в печатании букв, слогов (по образцу).
Развивающие:
Развивать слуховое восприятие;
Развивать графические навыки;
Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
Развивать глазомер, четкую координацию руки.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать; Воспитывать нравственные качества, а
именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
Воспитывать
усидчивость;
Воспитывать
способность
к
самостоятельному выполнению заданий.
Принципы реализации программы
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного
материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных
особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к
сложному).
Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и
игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие»
интегрируется с образовательными областями: «Социально – личностное
развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое
развитие»
Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое
развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план программы «АБВГД-ейка (обучение чтению)»
Подгруппа
Первый год
(5-6лет)
Второй год
Количество
занятий в
неделю
1
25 мин
2
30 мин
Всего занятий в месяц
Всего занятий в год в
одной группе
4
36
8
80
(6-7лет)
Педагог имеет право менять темы занятий по своему усмотрению.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 5-6 лет.
Цель: Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению.
Задачи: Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
Развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи с опорой на
речевой опыт ребёнка. Развитие фонематического слуха, совершенствование
звуковой культуры речи. Развитие мелкой моторики рук.
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в
рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие
согласные, мягкие и твердые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Данный раздел программы нацелен на развитие связной речи
ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и
мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению
чтению.
Основные этапы и содержание работы
1. Подготовительный:
• закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и
называть из него заданные звуки
• интонационное выделение заданного звука в слове
• графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
• деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
• знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении
всех занятий)
• понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков –
красный круг
• определение места звука / буквы в слове
• обучение написанию букв с использованием образца (печатное
изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на
протяжении всех занятий)
3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
• алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают
в слове
• понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
• гласные буквы, придающие твердость согласным буквам при
произношении, и графическое изображение твердых согласных – синий
квадрат
• чтение слогов с изученными звуками и буквами
• составление и чтение слов из знакомых букв
• работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в
слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
• гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при
произношении
• графическое изображение мягких согласных звуков – зеленый квадрат
5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность
звуков по звонкости/глухости:
• звуковой (фонетический) анализ слова
• понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
• переход к чтению предложений из двух, трех, четырех знакомых слов
6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их
особенностями
• закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
• переход к чтению несложных текстов
7. Повторение и закрепление пройденного материала.
Перспективное планирование программного содержания 1-й год
обучения (5 -6 лет)
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
№ занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тема занятия
Водное занятие. Знакомство с буквами А, У
Знакомство с буквами О, М
Чтение слогов МА МО МУ АМ ОМ УМ
Знакомство с буквой С. Чтение слогов АС ОС УС СА СО СУ
Знакомство с буквой Х. Чтение слогов АХ ОХ УХ ХА ХО ХУ
Чтение слогов из 3х букв ХАМ ХОМ ХУМ
Учимся определять первый звук в слове
Повторение слогов
Чтение слогов МАХ МОХ МУХ
Чтение слогов САХ СОХ СУХ
Чтение слов СОМ МОХ САМ
Знакомство с буквой Р. Чтение слогов АР ОР УР РА РО РУ
Чтение слов ОСА УХО СОР ХОР
Чтение слов МАМА РОМА РОСА
Чтение слогов МА-СМА МО-СМО МУ-СМУ
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Чтение слогов РА-МРА РО-МРО РУ-МРУ
Знакомство с буквой Ш. Чтение слогов АШ ОШ УШ ША ШО ШУ
Чтение слов ШАР ШУМ
Чтение слогов МА-ШМА МО –ШМО МУ-ШМУ
Повторение букв АОУМСХРШ
Знакомство с буквой Ы. Чтение слогов МЫ СЫ ХЫ РЫ
Чтение слов СЫР ШАР ХОР
Чтение слов с Ы: ШАРЫ СЫРЫ ХОРЫ
Повторение
Знакомство с буквой Л. Чтение слогов АЛ ОЛ УЛ ЛА ЛО ЛУ
Чтение слогов ЛА-ШЛА ЛО-ШЛО ЛУ-ШЛУ
Чтение слов САЛО ЛОРА УШЛА МЫЛО
Повторение
Чтение слов ХЛАМ СЛУХ
Знакомство с буквой Н. Чтение слогов АН ОН УН НА НО НУ
Чтение слогов НА-МНА НО-МНО НУ-МНУ
Повторение
Чтение слов НОРА НАША НОША ЛУНА
Чтение слов НОС СЫН СОН ОН
Знакомство с буквой К. Чтение слогов с буквой К.
Чтение слов с буквой К.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 6 -7 ЛЕТ
Цель: Овладение техникой чтения, развитие зарождающегося интереса
к самостоятельному чтению.
Задачи:
расширять знания и представления детей об окружающем мире;
развивать фонематический слух;
обогащать словарный запас дошкольников;
развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми.
развивать компоненты устной речи детей (лексическую сторону,
грамматический строй речи, связную речь - диалогическую и
монологическую формы) в различных формах и видах детской деятельности;
развивать врожденную грамотность, умение обобщать, анализировать,
мыслить, рассуждать;
формировать умение понимать прочитанный текст;
развивать интерес и способность к чтению;
учить писать слова, предложения печатными буквами;
развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к
письму;
формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно;
учить самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь
условными обозначениями;
формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Основной материал изучения – слова и предложения, тексты,
которые дети к концу обучения читают самостоятельно.
Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками,
буквами, словами и предложениями.
Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению.
Перспективное планирование программного содержания на 2-й год
обучения (6-7 лет)
Месяц
Сентяб
рь
Октябр
ь
Ноябрь
Декабр
ь
Январь
Феврал
ь
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Тема заняния
Водное занятие. Знакомство с буквами А, О
Знакомство с буквами У, М. Чтение слогов МА МО МУ АМ ОМ УМ
Знакомство с буквой С. Чтение слогов СА СО СУ АС ОС УС
Учимся определять первый звук в слове
Знакомство с буквой Х. Читаем слоги ХА ХО ХУ АХ ОХ УХ
Деление слов на слоги
Чтение слогов ХАС ХОС ХУС МАС МОС МУС
Повторение
Чтение слов СОМ МОХ САМ ОСА УХО УХА
Знакомство с буквой Р. Читаем слоги РА РО РУ АР ОР УР
Чтение слов СОР РОС ХОР
Чтение слов МА-МА РО-МА РО-СА РА-МА О-СА
Чтение слогов СМА СМО СМУ
Знакомство с буквой Ш. Чтение слогов ША ШО ШУ АШ ОШ УШ
Чтение слов ШАР ШУМ. Слоги ШМА ШМО ШМУ
Повторение
Знакомство с буквой Ы. Чтение слогов с буквой Ы
Учимся подбирать рифмы
Чтение слов ША-РЫ СЫ-РЫ ХО-РЫ О-СЫ У-СЫ
Знакомство с буквой Л. Чтение слогов с буквой Л
Где звук: начало – середина – конец
Чтение слов МЫ-ЛО УШ-ЛА СА-ЛО ЛА-РА
Учимся читать предложения
Повторение
Знакомство с буквой Н. Чтение слогов с буквой Н
Чтение слов НОС СОН СЫН НОРА ШНУР
Знакомство с буквой К. Чтение слогов с буквой К
Чтение слов с буквой К
Чтение предложений
Знакомство с буквой Т. Чтение слогов с буквой Т
Чтение слов КОТ РОТ КРОТ НО-ТЫ НА-ТА
Повторение
Знакомство с буквой И. Чтение слогов с буквой И
Чтение слогов с буквами Ы-И
Чтение слов И-РА НИ-НА КИТ МИС-КА ША-РИК
Знакомство с буквой П. Чтение слогов с буквой П
Чтение слов ПА-ПА ПА-ША ЛА-ПА ШАП-КА ПАЛ-КА
Чтение слогов ПРА-СПРА ПРО-СПРО ПРУ-СПРУ
Чтение текста КОТ ПУШОК
Повторение
Знакомство с буквой З. Чтение слогов с буквой З
Чтение слов и предложений с буквой З
Знакомство с буквой Г. Чтение слогов с буквой Г
Чтение слов и предложений с буквой Г
Знакомство с буквой В. Чтение слогов с буквой В
Чтение слов и предложений с буквой В
Март
Апрель
Май
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
Чтение текста РИСУНКИ
Повторение
Знакомство с буквой Д. Чтение слогов с буквой Д
Чтение слов и предложений с буквой Д
Знакомство с буквой Б. Чтение слогов и слов с буквой Б
Знакомство с буквой Ж. Чтение слогов и слов с буквой Ж
Чтение текста НА ЛУГУ
Знакомство с буквой Е. Чтение слогов и слов с буквой Е
Знакомство с буквой Ь. Чтение слов с буквой Ь
Повторение
Знакомство с буквой Я. Чтение слогов, слов и предложений
Знакомство с буквой Ю. Чтение слогов и слов с буквой Ю
Знакомство с буквой Ё. Чтение слогов и слов с буквой Ё
Чтение текста ДЕТИ И ЁЖ
Знакомство с буквой Ч. Чтение слогов и слов с буквой Ч
Знакомство с буквой Э. Чтение слогов и слов с буквой Э
Знакомство с буквой Ц. Чтение слогов и слов с буквой Ц
Повторение
Знакомство с буквой Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф
Чтение текста СВЕТОФОР
Знакомство с буквой Щ. Чтение слогов и слов с буквой Щ
Чтение текста ТРИ ЩЁТКИ
Знакомство с буквой Ъ. Чтение слов с буквой Ъ
Чтение и разбор текста « Про маленького щенка»
Чтение и разбор текста «Щенята тоже видят сны»
Чтение и разбор текста «Что случилось со щенком наяву»
Чтение и разбор текста «Смелая Вера»
Чтение и разбор текста « Запомни, кто у кого?»
Чтение и разбор текста « Кот Буся и дождь»
Чтение и разбор текста « Заяц- умелец»
Чтение и разбор текста «Братец Ваня»
Чтение и разбор текста « Подарок»
Повторение.
Повторение.
2.4. Планируемые результаты освоения
Программы реализуется в 2 этапа обучения:
I этап: 5-6 лет. Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению.
II этап: 6-7 лет. Развитие интереса и способности к чтению
Прогнозируемые результаты:
Первый год обучения.
- Ребенок к концу года умеет: правильно произносить все звуки
родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи; различать короткие
и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
- делить слова на слоги; дифференцировать твердые и мягкие
согласные, называть их изолированно;
- определять и называть первый звук в слове;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые
линии, штриховать несложные предметы;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- составлять 2-3 предложения по картине;
- отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;
- заучивать небольшие стихотворения;
- знать буквы русского алфавита
Второй год обучения.
Ребенок к концу второго года обучения:
- знает буквы русского алфавита;
- понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
Умеет: правильно произносить все звуки родного языка изолированно,
в словах, во фразовой речи; определять место звука в слове: в начале,
середине, в конце;
- различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные,
звонкие и глухие согласные звуки;
- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную;
пользоваться графическим обозначением звуков;
- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
- составлять 4-5 предложений по картине, по серии картинок, из
личного опыта читать слова, предложения, небольшие рассказы;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие
качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками,
доброжелательность.
3. Организационно - педагогические условия
3.1.Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
1
2
3
4
5
6
7
8
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Выходные дни
9
Окончание учебного года
5-6 лет
6-7 лет
36
36
1
36
17
19
1 сентября
30 декабря по 8
января
31 мая
40
80
2
80
17
23
1сентября
30 декабря
по 8 января
30 июня
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Материально – техническое оснащение занятий:
- доска – 1 шт.
- магнитная доска – 1 шт.
- столы
- стулья
- мольберт - 1 шт.
Комплект материалов, инструментов и оборудования:
Учебно-методическая литература
Азбука разрезная демонстрационная
Наборы дидактических игр
Мультимедийная установка
Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»
Демонстрационный материал «Я расту»
Хрестоматии для чтения.
Настольно-печатные игры.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Для педагога:
1. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам
грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд.
ЮВЕНТА, 2016г.
2. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА,
2016г.
3. Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/ Сборник литературных
произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2016г.
4. Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева «Азбука. Мой первый учебник»/ М.
Изд. ЮВЕНТА. 2016 г.
Для детей:
1. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет./ М.,
Изд. ЮВЕНТА, 2016г.
2. Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1и № 2 к книге
«АЗБУКА. Мой первый учебник»/ М., Изд. ЮВЕНТА. 2016г.
3. Картотека игр по обучению дошкольников чтению.
4. Раздаточный материал для звуко - буквенного разбора слова.
Организация развивающей предметно - пространственной среды
Предметно-пространственная среда обеспечивает:
Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей.
Многофункциональность
использования элементов среды
и
возможность её преобразования в целом.
Доступность,
разнообразие
автодидактических
пособий
(свозможностью самоконтроля действий ребёнка).
Наличие интерактивных пособий, сделанных детьми, педагогами и
родителями.
Использование интерактивных форм и методов работы с детьми,
позволяющих «оживить» среду, сделать её интерактивной
Методы, приемы и средства обучения дошкольников
На занятиях используются различные методы, приемы и средства
обучения и воспитания:
- информационные, репродуктивные (педагог сам объясняет материал);
объяснительно-иллюстративные, словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ, мультимедиа
презентации);
- практические (фонематические упражнения, работа с текстами,
дидактические игры, рисование, театрализация);
- методы стимулирования (поощрение, одобрение, похвала,
награждение, соревнование)
Способы и направления поддержки детской инициативы
Технология проведения:
Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые
дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые
задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями.
Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим
миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.).
Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с
помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок,
стихотворений, рассказов Ушинского К., Л. Толстого. В каждое занятие
включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки
руки ребёнка к письму.
Основные применяемые технологии:
Здоровьесберегающие
технологии
Здоровьесберегающие технологии в настоящее время пронизывают всю
систему обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте.
Динамичные
физкультминутки,
музыкально-ритмические
паузы,
специальные упражнения для рук, для глаз применяются на всех занятиях.
Смена видов деятельности так же снижает утомляемость ребёнка. Большое
значение имеет психологический климат на занятии, которые создаёт
педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона.
В соответствии с требованиями СанПина кабинет для занятий
ежедневно проветривается во время перерывов между занятиями, между
сменами и в конце дня. Сквозное проветривание помещений в присутствии
детей не допускается.
Личностно-ориентированное
обучение
предполагает
максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей
детей, способствует пробуждению интереса детей к знаниям. На занятии для
малышей создаётся спокойная, благоприятная обстановка, детям даются
посильные задания, используется богатый дидактический материал,
подбадривание и положительная оценка способствует сохранению
позитивной самооценки детей.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими
деятельность детей. В 6-7 летнем возрасте преобладающим видом
деятельности детей является игра. Именно игра помогает детям ощутить
себя в реальной ситуации. Именно в игре развиваются творческие
способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по
развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические,
грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводятся
игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так
нравящиеся детям.
Компьютерные (новые информационные) технологии
Компьютер предоставляет широкие возможности применения
наглядности, проведения дидактических игр, использование интерактивной
установки позволяет развивать мышление детей, их творческую активность.
Технология деятельностного подхода -– это организация
учебного процесса, в котором главное место отводится активной и
разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной
деятельности учащихся.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
-наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть,
научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно
выяснить, освоить);
-выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
-выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего
осознанно применять приобретённые знания;
-формирование у учащихся умения контролировать свои действия – как
после их завершения, так и по ходу;
-включение содержания обучения в контекст решения значимых
жизненных задач.
3.3. Формы аттестации /контроля и оценочные материалы
Важной задачей обучения чтению является диагностика усвоенных
знаний. Это не только показатель работы педагога, но и важный
аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы
и формы работы с детьми по данной проблеме.
Одной из форм диагностики может быть педагогический
мониторинг.
Педагогическая мониторинг - это педагогическая деятельность,
направленная на изучение фактического состояния и специфических
особенностей субъектов педагогического взаимодействий, а так же на
прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и
проектирования педагогического процесса.
Таким образом, использование в педагогическом процессе
технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные
проблемы, поскольку мониторинг предполагает:
- Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть
выполнение функции слежения;
- Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления
динамики изменений;
- Компактность, минимальность измерительных процедур и их
включенность в педагогический процесс.
Целью педагогического мониторинга является отслеживание
результатов реализации программы, наблюдение за развитием личности
ребенка.
Для
отслеживания
результатов
образовательного
процесса
используются следующие виды контроля: начальный контроль (сентябрь),
итоговый контроль (апрель)
Сводная таблица данных отражает динамику роста овладения детьми
навыками чтения.
При проведении диагностики следует опираться на
следующие принципы:
1.Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога
эмоциональную или этическую окраску.
2.Результаты
диагностики
должны
рассматриваться
как
конфиденциальная
информация.
3.Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для
ребёнка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на
прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей.
Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует.
График проведения диагностики
Контроль
Входной
Итоговый
Старшая группа
Подготовительная
группа
Сентябрь 1-2 недели Сентябрь 1-2 недели
май 3-4 недели
Июнь 3-4 недели
3.4. Взаимодействие с семьей.
Основные направления взаимодействия с родителями.
Информирование о современных тенденциях в образовании, об
образовательных технологиях, о программе, которую реализует
образовательная программа «АБВГД-ейка. (обучение чтению)»
Построение детско-родительских отношений в процессе подготовки
родителей к роли родителей первоклассников. Основная функция родителей эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной
самостоятельности в организации своих действий по выполнению заданий.
Организация консультационной помощи родителям в построении
отношений с ребенком, поддержки ребенка в трудных для него ситуациях,
активном поощрении каждого его достижения.
Учить родителей отзываться на желание детей согласовывать свое
мнение.
Воспитывать желание участвовать в будущем своего ребёнка.
Перспективный план по взаимодействию с родителями
Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок
на формирование у дошкольников ценностных установок.
Тема
«Чего вы ждёте от дополнительного
образования?»
«Что такое готовность к школе»
«Познавательные игры в домашних
условиях»
«Нужно ли заставлять детей
заниматься»
«Задачи семьи в подготовке ребёнка к
обучению в школе»
«Приходите в гости»
«Развитие самостоятельности и
активности детей»
«Использование художественной
литературы в эстетическом
воспитании дошкольников в семье»
Форма работы
Анкетирование
Дата проведения
Октябрь
Консультация
Оформление
папки-передвижки
Консультация
Ноябрь
Декабрь
Тематическая
беседа
День открытых
дверей
Консультация
Февраль
Консультация
Май
4.Литература:
Январь
Март
Апрель
Программа «От звука к букве. Формирование аналитико –
синтетической активности как предпосылки обучение грамоте». Е. В.
Колесникова. Москва. «Ювента» 2016г.
Учебно – методическое пособие «Развитие интереса и
способностей к чтению у детей 6 - 7 лет». Е. В. Колесникова. Москва.
«Ювента» 2016
Демонстрационный материал «Звуки и буквы» 5 – 7 лет Е. В.
Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
Учебно – методическое пособие к демонстрационному материалу
«Звуки и буквы» 5 – 7 лет Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016
Е.В.Колесникова «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей
6-7 лет. Москва. «Ювента» 2016 г.
Рабочая тетрадь «Ну – ка, буква, отзовись!». Е. В. Колесникова.
Москва.
«Ювента» 2016 г.
Рабочая тетрадь «Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет. Е. В.
Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
Рабочая тетрадь «Предмет, слово, схема» для детей 5-7 лет. Е. В.
Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму
детей 6-7лет». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
Сборник литературных произведений «Я уже читаю». Е. В.
Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.