Содержание
Раздел 1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программа
1.1.2. Актуальность программы
1.1.3. Отличительные особенности программы
1.1.4. Адресат общеразвивающей программы
1.1.5. Объем и срок освоения программы
1.1.6. Формы организации образовательного процесса
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание программы
Раздел 2. Организационно-педагогические условия
2.1.Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации /контроля и оценочные материалы
Раздел 3. Список литературы
3
3
3
3
3
4
5
5
6
7
8
11
11
11
13
14
1. Основные характеристики программы
1.1.
Пояснительнаязаписка
1.1.1 Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«АБВГДейка» социально-гуманитарной направленности, способствует
развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий
для всестороннего развития личности ребенка.
Программа является модифицированной и составлена на основе
авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение
дошкольников элементам грамоты». Программа по подготовке к обучению
чтению
реализует
идеи
развивающего
образования
непрерывно
и
преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную
школу и предназначена для работы с детьми с 6-7 лет в дошкольном
образовательном учреждении.
Программа разработана на основании нормативно-правовой базы
(см.п.3.1. раздела 3 «Список литературы»).
1.1.2 Актуальность программы
Актуальность подготовки детей старшего дошкольного возраста к
обучению в школе на современном этапе модернизации российского
образования общепризнана и не вызывает сомнения.
Министерством образования и науки РФ предшкольная подготовка
признана одним из приоритетных направлений развития отечественной
образовательной системы.
1.1.3 Отличительные особенности программы
В Программе используется системный, комплексный, личностный и
деятельный
подходы
к
развитию
детей.
При
системном
подходе
рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и
деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук
(психолингвистики,
педагогики,
языкознания).
2
Теоретический
подход
основывается на представлении о закономерностях речевого развития
дошкольников.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Она
обеспечивает
целостность
педагогического
процесса
на
протяжении всего обучения и соблюдает преемственность не только с
последующим обучением, но и с предыдущим.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям
ребенка
и
не
дублируют
основную
образовательную
программу детского сада и школы.
Занятия данного возраста, по своим требованиям, приближены к
школьным, но отличаются по форме организации. Педагог имеет право
менять темы занятий местами по своему усмотрению.
1.1.4 Адресат программы
Возраст и категория обучающихся:6-7 лет.
Принцип формирования учебных групп: свободныйнабор детей в
группы, допускаются дети различного уровня подготовки, главное условие —
соблюдение возраста.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
У детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться
восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько
различных
признаков.
Развивается
образное
мышление,
однако
воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной
степени
еще
ограничиваются
наглядными
признаками
ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении
со старшей группой.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
3
сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений,
формирующихся
в
этом
употреблятьобобщающие
возрасте.
Дети
существительные,
начинают,
синонимы,
активно,
антонимы,
прилагательные и т.д.
У дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды
монологической речи.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
1.1.5 Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
1.1.6.Формы организации образовательного процесса:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Форма организации образовательной программы: традиционная.
Совместная
деятельность
проводитсяпедагогамивсоответствиисобразовательнойпрограммойсдетьмист
аршихиподготовительных возрастных групп детского сада, с учетом
"Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и
организациирежимаработы дошкольныхобразовательныхорганизаций".
Режим занятий:
Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с
сеткой-расписанием.
Занятия проводятся для детей 6-7 лет 2 раза в неделю во второй
половине дня по 1 академическому часу и включают в себя: небольшую
теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал, игровые,
занимательные
упражнения,
упражнения
4
для
развития
моторики,
физкультминутки. В рамках каждого занятия определены различные виды
детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.
Продолжительность одного академического часа 30 минут.
Общее количество часов в неделю:2 академических часа для каждой
группы.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Объем программы: 88 часов
Срок освоения программы:
Начало обучения – 01.09.2025 г.
Окончание обучения – 17.07.2026 г.
Формы организации обучения
Совместная
деятельность
проводится
педагогами
в
соответствии
с
образовательной программой с детьми старших и подготовительных
возрастных групп детского сада, с учетом "Санитарно-эпидемиологических
требований к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций".
Формыподведенияитоговреализациирабочейпрограммы:
- совместнаяпроектнаядеятельностьдетейиродителей;
- совместнаяпроектнаядеятельностьдетейивоспитателей.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому
развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.
Задачи программы:
Образовательные:
- сформировать и развивать фонематического слуха;
- научить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией;
- познакомить со слоговой структурой слова;
- сформировать умение правильно строить предложение, использовать
предлоги,
распространять
предложение,
сложного предложения;
5
пользоваться
конструкцией
- сформировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы
по картинкам, используя простые предложения;
- расширять словарный запас детей;
- познакомить с графическим изображением буквы;
- научить соотносить звук и букву;
- научить детей производить звуко-буквенный анализ слова;
- упражнять в аналитико-синтетической деятельности;
- упражнять в печатании букв, слогов (по образцу).
Развивающие:
- развить слуховое восприятие;
- развить графические навыки;
- развить мелкую моторику рук и укрепить мелкие мышцы руки;
- развить глазомер, четкую координацию руки.
Воспитательные:
- воспитать умение работать;
-
воспитывать
нравственные
качества,
а
именно
терпимость,
доброжелательность по отношению к окружающим;
- воспитать усидчивость;
- воспитать способность к самостоятельному выполнению заданий.
1.3 Планируемые результаты
Ребенок к концу обучения:
- знает буквы русского алфавита;
- понимает и использует в речи термины «звук», «буква».
Умеет: правильно произносить все звуки родного языка изолированно,
в словах, во фразовой речи; определять место звука в слове: в начале,
середине, в конце;
- различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные,
звонкие и глухие согласные звуки;
- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную;
пользоваться графическим обозначением звуков;
6
- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
- составлять 4-5 предложений по картине, по серии картинок, из
личного опыта читать слова, предложения, небольшие рассказы;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие
качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками,
доброжелательность.
1.4. Содержание программы
Учебный план
№
Название раздела
Количество
часов
1 Знакомство с буквой
24
2
3
Чтение (слогов, слов,
предложений, текстов)
Повторение
53
Формы
аттестации
Педагогический
мониторинг
Квест-игра
11
КВН
Итого: 88 часов
Педагог имеет право менять темы занятий по своему усмотрению.
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
Месяц
Сентяб
рь
Октябр
ь
Ноябрь
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Тема заняния
Водное занятие. Знакомство с буквами А, О
Знакомство с буквами У, М. Чтение слогов МА МО МУ АМ ОМ УМ
Знакомство с буквой С. Чтение слогов СА СО СУ АС ОС УС
Учимся определять первый звук в слове
Знакомство с буквой Х. Читаем слоги ХА ХО ХУ АХ ОХ УХ
Деление слов на слоги
Чтение слогов ХАС ХОС ХУС МАС МОС МУС
Повторение
Чтение слов СОМ МОХ САМ ОСА УХО УХА
Знакомство с буквой Р. Читаем слоги РА РО РУ АР ОР УР
Чтение слов СОР РОС ХОР
Чтение слов МА-МА РО-МА РО-СА РА-МА О-СА
Чтение слогов СМА СМО СМУ
Знакомство с буквой Ш. Чтение слогов ША ШО ШУ АШ ОШ УШ
Чтение слов ШАР ШУМ. Слоги ШМА ШМО ШМУ
Повторение
Знакомство с буквой Ы. Чтение слогов с буквой Ы
Учимся подбирать рифмы
Чтение слов ША-РЫ СЫ-РЫ ХО-РЫ О-СЫ У-СЫ
Знакомство с буквой Л. Чтение слогов с буквой Л
7
Декабр
ь
Январь
Феврал
ь
Март
Апрель
Май
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
Где звук: начало – середина – конец
Чтение слов МЫ-ЛО УШ-ЛА СА-ЛО ЛА-РА
Учимся читать предложения
Повторение
Знакомство с буквой Н. Чтение слогов с буквой Н
Чтение слов НОС СОН СЫН НОРА ШНУР
Знакомство с буквой К. Чтение слогов с буквой К
Чтение слов с буквой К
Чтение предложений
Знакомство с буквой Т. Чтение слогов с буквой Т
Чтение слов КОТ РОТ КРОТ НО-ТЫ НА-ТА
Повторение
Знакомство с буквой И. Чтение слогов с буквой И
Чтение слогов с буквами Ы-И
Чтение слов И-РА НИ-НА КИТ МИС-КА ША-РИК
Знакомство с буквой П. Чтение слогов с буквой П
Чтение слов ПА-ПА ПА-ША ЛА-ПА ШАП-КА ПАЛ-КА
Чтение слогов ПРА-СПРА ПРО-СПРО ПРУ-СПРУ
Чтение текста КОТ ПУШОК
Повторение
Знакомство с буквой З. Чтение слогов с буквой З
Чтение слов и предложений с буквой З
Знакомство с буквой Г. Чтение слогов с буквой Г
Чтение слов и предложений с буквой Г
Знакомство с буквой В. Чтение слогов с буквой В
Чтение слов и предложений с буквой В
Чтение текста РИСУНКИ
Повторение
Знакомство с буквой Д. Чтение слогов с буквой Д
Чтение слов и предложений с буквой Д
Знакомство с буквой Б. Чтение слогов и слов с буквой Б
Знакомство с буквой Ж. Чтение слогов и слов с буквой Ж
Чтение текста НА ЛУГУ
Знакомство с буквой Е. Чтение слогов и слов с буквой Е
Знакомство с буквой Ь. Чтение слов с буквой Ь
Повторение
Знакомство с буквой Я. Чтение слогов, слов и предложений
Знакомство с буквой Ю. Чтение слогов и слов с буквой Ю
Знакомство с буквой Ё. Чтение слогов и слов с буквой Ё
Чтение текста ДЕТИ И ЁЖ
Знакомство с буквой Ч. Чтение слогов и слов с буквой Ч
Знакомство с буквой Э. Чтение слогов и слов с буквой Э
Знакомство с буквой Ц. Чтение слогов и слов с буквой Ц
Повторение
Знакомство с буквой Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф
Чтение текста СВЕТОФОР
Знакомство с буквой Щ. Чтение слогов и слов с буквой Щ
Чтение текста ТРИ ЩЁТКИ
Знакомство с буквой Ъ. Чтение слов с буквой Ъ
Чтение и разбор текста « Про маленького щенка»
8
июнь
июль
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
8283
8485
Чтение и разбор текста «Щенята тоже видят сны»
Чтение и разбор текста «Что случилось со щенком наяву»
Чтение и разбор текста «Смелая Вера»
Чтение и разбор текста « Запомни, кто у кого?»
Чтение и разбор текста « Кот Буся и дождь»
Чтение и разбор текста « Заяц- умелец»
Чтение и разбор текста «Братец Ваня»
Чтение и разбор текста « Подарок»
Повторение.
Повторение.
«Литературные викторины»
«Игры по развитию речи и речевые упражнения»
(см. Приложение 2)
«Составление описательного рассказа»
(см. Приложение 2)
86
87
88
Повторение. Чтения слогов, коротких предложений.
Повторение. Чтения предложений.
Чтение коротких текстов.
9
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в одной группе
Недель в первом полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Выходные, праздничные дни
Новогодние каникулы
Летние каникулы
Окончание учебного года
6-7 лет
44
88
2
88
17
27
01.09.2025
2-4 ноября 2025
21-23 февраля 2026
8-9 марта 2026
1-3 мая 2026
9-11 мая 2026
12 июня 2026
31.12.2025-11.01.2026
18.07.-31.08.2026
17.07.2026
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническоеобеспечение
- доска – 1 шт.
- магнитная доска – 1 шт.
- столы
- стулья
- мольберт - 1 шт.
Комплект материалов, инструментов и оборудования:
Учебно-методическая литература
Азбука разрезная демонстрационная
Наборы дидактических игр
Мультимедийная установка
Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»
Демонстрационный материал «Я расту»
Хрестоматии для чтения.
10
Настольно-печатные игры.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования на
базе МКДОУ №1- детский сад комбинированного вида «Солнышко».
Педагог,
работающий
общеразвивающей
программе
по
дополнительной
«АБВГДЕйка»,
общеобразовательной
должен
соответствовать
высшее
педагогическое
следующим требованиям:
иметь
средне-специальное
или
образование;
владеть знаниями и навыками, необходимыми для ведения
кружковой деятельности данного направления;
повышать
систематически
квалификацию
через
посещение
различных мероприятий: консультаций, семинаров-практикумов,
прохождения
курсов
повышения
квалификации,
просмотр
онлайн-семинаров, вебинаров;
владеть информационно-коммуникационными технологиями;
мыслить инновационно, творчески подходить к проведению
занятий.
Учебно-методическое обеспечение:
Для педагога:
1. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам
грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд.
ЮВЕНТА, 2016г.
2. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2016г.
3.
Е.В.Колесникова
«Я
уже
читаю»/
Сборник
литературных
произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2016г.
4. Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева «Азбука. Мой первый учебник»/ М. Изд.
ЮВЕНТА. 2016 г.
11
Для детей:
1. Игнатьева Л.В. «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1и № 2 к книге
«АЗБУКА. Мой первый учебник»/ М., Изд. ЮВЕНТА. 2016г.
2. Картотека игр по обучению дошкольников чтению.
3. Раздаточный материал для звуко - буквенного разбора слова.
2.3. Формы аттестации /контроля и оценочные материалы
Обследование детей (начальная, промежуточная, итоговая диагностика)
проводилась с целью сбора информации об успешности обучения чтению
индивидуально каждого ребенка в группе.
Начальная
диагностика
проводится
в
1-2
неделю
сентября,
промежуточная – в конце декабря, итоговая – во 2-3 неделю мая.
Диагностирование детей поводится при помощи наглядных пособий,
материалов Н.С. Жуковой, исходя из систематических наблюдений,
индивидуальных бесед и игр с детьми.
В начале года проводится входящая диагностика. Результативность
занятий оценивается по бальной системе в середине года и по окончании
учебного года.
Графикпроведенияпедагогического мониторинга
Входной контроль
Сентябрь(1-2недели)
Итоговый контроль
Июнь (3-4недели)
12
3.Список литературы
3.1. Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 Nº 273-Ф3 «Об образованиив
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 Nº 295Ф3«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
РоссийскойФедерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 Nº 124-Ф3
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта2022 г. Nº 678-p.
5. Указ
ПрезидентаРоссийской
Федерации
от
21.07.2020Nº
474национальных целях развитияРоссийскойФедерации на периоддо 2030
года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 Nº 809«Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врачаРФот
28 сентября 2020 г. Nº 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитанияи
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. Nº 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
1.2.3685-21.
9. Постановление
Правительства
Российской
Федерации
от
11.10.2023Nº 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
13
дистанционныхобразовательных
технологий
при
реализации
и
социальной
образовательных программ».
10. Приказ
Министерства
труда
защитыРоссийскойФедерации от 05.05.2018 Nº 298 «Об утверждении
профессионального стандарта«Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
11. ПриказМинистерства просвещения Российской Федерацииот 27
июля 2022 г. Nº 629 «Об утверждении Порядка организацииосуществления
образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
12. ПриказМинистерства
просвещенияРоссийскойФедерацииот
03.09.2019 Nº 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. Nº 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России Nº 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 Nº AK-2563/05«О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
16. ПисьмоМинистерства
просвещенияРоссийскойФедерацииот
30.12.2022 Nº АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместес
«Методическими
рекомендациями«Создание
современногоинклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
14
образовательныхорганизаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
17. ПисьмоМинистерства
07.05.2020
Nº
ВБ-976/04
просвещенияРоссийской
«Рекомендации
по
Федерацииот
реализации
внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. ПриказМинистерства
образования
и
молодежной
политикиСвердловской области от 30.03.2018 Nº 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
19. ПриказМинистерства
образования
и
молодежной
политикиСвердловской области от 29.06.2023 Nº 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере«Реализация дополнительных образовательных программ в
соответствиис социальным сертификатом».
20. УставМКДОУ№1
–
детский
сад
комбинированного
вида
«Солнышко».
3.2. Литература для педагога
1.
Демонстрационный материал «Звуки и буквы» 5 – 7 лет Е. В.
Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
2.
Е.В.Колесникова «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей
6-7 лет. Москва. «Ювента» 2016 г.
3.
Программа
«От звука
к букве.
Формирование
аналитико-
синтетической активности как предпосылки обучение грамоте». Е. В.
Колесникова. Москва. «Ювента» 2016г.
4.
Рабочая тетрадь «Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет. Е. В.
Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
5.
Рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму
детей 6-7лет». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
15
6.
Рабочая тетрадь «Ну-ка, буква, отзовись!». Е. В. Колесникова.
Москва.«Ювента» 2016 г.
7.
Рабочая тетрадь «Предмет, слово, схема» для детей 5-7 лет. Е. В.
Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
8.
Сборник литературных произведений «Я уже читаю». Е. В.
Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
9.
Учебно-методическое пособие «Развитие интереса и способностей
к чтению у детей 6 - 7 лет». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016
10. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу
«Звуки и буквы» 5-7 лет Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.
3.3. Литература для детей и родителей
1. Игнатьева Л.В. «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1и № 2 к книге
«АЗБУКА. Мой первый учебник»/ М., Изд. ЮВЕНТА. 2016 г.
3.4.Интернет-ресурсы
1. https://vk.com/wall-120362501_12164
2.https://vk.com/wall-120362501_12142
3. https://vk.com/wall-120362501_12140
4. https://vk.com/wall-120362501_12099
5. https://vk.com/wall-120362501_12066
.
16
Приложение 1
Диагностика (начало года)
Раздел 1. Фонетика
1.
Дифференцирование гласных и согласных звуков. Воспитатель предлагает
ребенку поиграть в игру «Поймай гласный звук». Он произносит гласные и согласные
звуки [А. М, Н, О, Х, У, Р, Р'], а ребенок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные
звуки.
Примечание: возможен другой набор звуков.
Критерии оценки:
- полный ответ – 3 балла,
- анализ с ошибками – 2 балла,
- ответ с помощью воспитателя – 1 балл,
- отсутствие ответов – 0 баллов.
2. Выделение гласного звука в начале слов.
Оборудование: предметные картинки.
Задание простроено на игровом упражнении «Выбери картинку». Воспитатель
предлагает ребенку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного
из гласных звуков: [А, И, О, У].
Критерии оценки:
- полный ответ – 3 балла,
- анализ с ошибками – 2 балла,
- ответ с помощью воспитателя – 1 балл,
- отсутствие ответов – 0 баллов.
3. Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.
Материал для анализа:
МАК [М], [А], [К]; КИТ [К], [И], [Т].
Примечание: предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными
звуками. Воспитатель произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки,
стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.
4. Дифференцирование согласных звуков по твердости – мягкости.
Материал для анализа:
Нос – нёс, мал – мял, вол – вёл, белка – балка.
Оборудование: фишки, обозначающие звуки.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Твердый – мягкий». Он
произносит слова, а ребенок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твердый звук
– синяя фишка, мягкий звук – зелёная.
Примечание: детям, незнакомым с обозначением звуков фишками воспитатель
предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твердого звука, затем
– согласного мягкого.
5. Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.
Материал для анализа:
балка – палка; быль – пыль; вата – фата; дом – том.
Оборудование: фишки, обозначающие согласные звуки.
Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с
глухого согласного звука, ребенок поднимает фишку без колокольчика, если со звонкого –
фишку с колокольчиком.
6. Звуковой анализ слов.
Материал для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса.
Оборудование: фишки, обозначающие согласные звуки.
Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна» Педагог
17
зачитывает слова, а ребенок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель
слова и определяет последовательность звуков, затем дает полную характеристику этих
звуков.
Критерии оценки:
- полный ответ – 3 балла,
- анализ с ошибками – 2 балла,
- ответ с помощью воспитателя – 1 балл,
- отсутствие ответов – 0 баллов.
Раздел 2: грамматический строй речи.
1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Оборудование: сюжетные картинки.
Воспитатель предлагает ребенку ряд сюжетных картинок. Ребенок выбирает одну
из них. Воспитатель предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью
вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.
2. Структура предложения.
Слова, называющие действия, предметы – признаки: короткие слова (предлоги).
Оборудование: фишки слов, обозначение точки; схема предложения.
Воспитатель из составленного ребенком рассказа выбирает предложение и
предлагает «записать» его (построить схему). Ребенок составляет схему предложения,
объясняя значение каждого слова.
Например: «Дети играли на красивой поляне».
Ребёнок: Первое слово – «дети», отвечает на вопрос «Кто?», значит это слово –
предмет, обозначим его условной фишкой. Второе слово – «играют». Дети что делают?
Это слово – действие, обозначим его условной фишкой и т.д. В конце предложения ставим
точку.
Диагностика (середина года)
Выявление в середине года промежуточного уровня знаний необходимо для
корректировки учебно-тематического планирования и составления индивидуальных
программ развития детей, нуждающихся в непосредственной помощи специалиста.
Раздел 1: фонетика.
1. Дифференцирование звуков: гласных, согласных, твердых – мягких, звонких –
глухих.
Оборудование: фишки, обозначающие звуки; наборное полотно «Здесь живут
звуки».
Воспитатель говорит ребенку, что звуки «потерялись» и предлагает ему «расселить
их по домам. Перед ребенком – схемы дорог к звуковым домикам. Воспитатель
произносит звук, ребенок находит для него домик согласно его обозначению и доказывает,
почему этот звук поселился именно в этом домике.
Критерии оценки:
- полный ответ – 3 балла,
- анализ с ошибками – 2 балла,
- ответ с помощью воспитателя – 1 балл,
- отсутствие ответов – 0 баллов.
2. Звуковой анализ слов.
Оборудование: предметные картинки «Волк, «Лиса».
Воспитатель предлагает ребенку назвать каждую картинку и построить «Звуковой
домик» для данного слова – названия.
Критерии оценки:
- полный ответ – 3 балла,
- анализ с ошибками – 2 балла,
18
- ответ с помощью воспитателя – 1 балл,
- отсутствие ответов – 0 баллов.
3. Деление слов на логии.
Оборудование: игрушки: волк, кукла, барабан, и р.; слоговые схемы слов –
названий игрушек.
Воспитатель раскладывает игрушки и предлагает ребенку посетить «Магазин
игрушек» и купить игрушку в соответствии и её стоимостью (слоговой схемой слова –
названия).
Критерии оценки:
- полный ответ – 3 балла,
- анализ с ошибками – 2 балла,
- ответ с помощью воспитателя – 1 балл,
- отсутствие ответов – 0 баллов.
4. Ударение.
Оборудование
Оборудование: игрушки: волк, кукла, барабан, и р.; слоговые схемы слов –
названий игрушек; «ударный молоточек».
В дополнение к предыдущему заданию ребёнку предлагается определить ударение
в слове – названии игрушек.
Критерии оценки:
- правильное ударение – 2 балла,
- постановка ударения с помощью воспитателя – 1 балл,
- отсутствие ответов – 0 баллов.
Раздел 2: Грамматический строй речи.
1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Оборудование: сюжетная картинка «Общая горка».
Ребенку демонстрируют сюжетную картинку «Общая горка» для составления
рассказа по вопросам воспитателя:
- Какое время года изображено на картинке?
- Кого ты видишь на картинке?
- Как их зовут?
- Что делает Петя?
- Где находится Вова?
- Какое настроение у детей? Почему?
- Как ты думаешь, о чем они разговаривают?
Критерии оценки:
- полный, связный рассказ – 3 балла,
- краткий рассказ (нераспространенные предложения) – 2 балла,
- ответ с помощью воспитателя – 1 балл,
- отсутствие рассказа – 0 баллов.
2. Составление схемы предложения.
Оборудование: фишки с обозначением слов; изображение точки; схемы
предложения.
Воспитатель выбирает из рассказа ребенка одно предложение и предлагает
«записать» его (построить схему). Ребенок моделирует предложение.
Критерии оценки:
- полная схема – 3 балла,
- частичное составление схемы – 2 балла,
- построение схемы с помощью воспитателя – 1 балл,
- отсутствие схемы – 0 баллов.
Раздел 3: Чтение.
1. Чтение отдельных букв.
19
Воспитатель показывает ребёнку буквы разрезной азбуки (по одной), ребенок
называет их. Затем воспитатель просит ребенка найти определенную букву среди других
букв. Буквы для узнавания следует называть в таком порядке, чтобы они соответствовали
оппозиционным фонемам, например: С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц; Р-Л-Г-К и т.д.
2. Чтение слогов.
Ребенку предлагают слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы
(СА-ЩА, ЗА-ЖА, ЦА-ЧА, РА-ЛА и т.д.).
Кроме прямых слогов, предлагаются и обратные, а также слоги со стечение
согласных. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, их нужно обязательно
включать в слоги для проверки чтения. При этом особое внимание следует обращать на
наличие умения дифференцировать звуки.
3. Чтение слов.
В начале детям нужно предлагать для чтения самые простые слова (мама, ток, лом,
сом и т.д.). Затем более сложные по слоговому и морфологическом составу (зеркало,
здание, простыня, чаща, щипцы, скворечник, спички и т.д.)
Критерии оценки:
- полный ответ – 3 балла,
- с ошибками – 2 балла,
- ответ с помощью воспитателя – 1 балл,
- отсутствие ответов – 0 баллов.
Диагностика (конец года)
Раздел 1: фонетика.
Дифференцирование звуков: гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и
глухих.
Воспитатель просит назвать:
- гласные звуки в словах: сон, мышка, лужа;
- согласные твердые звуки в словах: мяч, лук, рыба;
- согласные мягкие звуки в словах: луч, репа, конь, гусь;
- согласные звонкие звуки в словах: зуб, рак, коза;
- согласные глухие звуки в словах: фара, стул, мак.
Критерии оценки:
- все звуки дифференцированы правильно – 3 балла;
- один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла;
- неправильно дифференцированы звуки 2-х групп – 1 балл;
- ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов.
Раздел 2: звуковой анализ слова.
Звуковой анализ слов.
Оборудование: предметные картинки.
Дети определяют последовательность звуков в словах: шар, хвост, мишка.
Воспитатель предлагает преобразовать звуковую схему слова «мишка» в звуковую схему
слова «мышка».
Критерии оценки:
- полная правильная схема – 2 балла;
- схема с пропуском одного звука или другими ошибками – 1 балл;
- отсутствие преобразования – 0 баллов.
Раздел 3. Грамматический строй речи.
Понимание смысла текста. Пересказ.
Материал: рассказ В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (читается без
называния).
20
«Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги они
сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки
уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля
и Лида сидели, боясь пошевелиться.
Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под
куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек
в сумку.
- Зачем ты берешь с собой этот мусор? – сказала Оля.
Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… Перед соловушкой… - тихо ответила Лида.
Воспитатель читает рассказ 2-3 раза и предлагает детям:
а) озаглавить текст;
б) пересказать текст;
в) составить схему предложения «Маленькие девочки пошли в лес»
Критерии оценки:
- полный пересказ (с пропусками, ошибками) – 2 балла;
- пересказ с помощью воспитателя – 1 балл;
- отсутствие рассказа – 0 баллов.
Раздел 4: лексика.
1. Тематическая группировка слов.
Воспитатель предлагает ребенку обобщать группу слов: лодка, корабль, катер,
пароход (водный транспорт).
2. Умение истолковывать значение слов.
Воспитатель предлагает ребенку объяснить, как он понимает значение слов:
«самолет», «каток».
3. Умение подобрать антоним: веселый – грустный, день – ночь, медленно – быстро
и т.д.
4. Понимание случаев многозначности.
Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, что могут обозначать слова: кран, лук.
5. Понимание значения фразеологических единиц.
Воспитатель предлагает ребенку объяснить, как он понимает значение пословицы
«Без труда не вытащить рыбку из пруда».
Критерии оценки:
- полное объяснение – 3 балла;
- частичное объяснение – 2 балла;
- объяснение с помощью воспитателя – 1 балл;
- отсутствие объяснений – 0 баллов.
Полученные результаты дают возможность сформировать представления об
индивидуальных достижениях каждого ребенка, достижения группы детей в целом и
выявить уровень сформированности навыка чтения.
Высокий уровень – 25-30 баллов;
Средний уровень – 16-24 балла;
Низкий уровень – 10-15 баллов.
21
Приложение 2
Содержание образовательной деятельности на июль
1.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ
1.1. Теоретическое занятие: «Литературная разминка»
Разминка.
Задание:
Дополни
сказку.
Задание:
«Азбука
народной
мудрости».Задание: «Чей рассказ интереснее». Дидактическая игра «Угадай кто говорит».
Пальчиковая гимнастика по стихотворению И Токмаковой «Мы на пальчиках считали».
1.2. Теоретическое занятие: «Путешествие по страницам любимых книг»
Игра – викторина «Город Литературных персонажей». Развитие познавательной,
творческой и эмоциональной активности. Приобщение детей к книгам. Выявлять знания
детей о сказках. Важность бережного отношения к книгам
1.3.Теоретическое занятие:«Наши любимые сказки К.И. Чуковского»
Чтение сказок К. И. Чуковского. Рассматривание иллюстраций, выставка книг.
Физкультминутка «Давным – давно жил царь Горох».
2.
«ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ».
2.1. Теоретическое занятие: «Что такое хорошо и, что такое плохо»
Чтение художественной литературы. просмотр мультфильма «Что такое хорошо и
что такое плохо».
2.2. Теоретическое занятие: «Летние истории»
Рассматривание иллюстраций на тему: «Лето». Чтение художественной
литературы.: «Рассказы и сказки о природе». Игры: «Послушай и угадай», «Хлопай в
ладоши». Физкультминутка «что я делал летом».
2.3. Теоретическое занятие: «Небылицы»
Игра: «Скажи наоборот», «Подбери слова», «Какие бывают слова».
Малоподвижная игра «Смотай шар.»
3.
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
3.1. Теоретическое занятие: «Пингвин»
Чтение
рассказов
о
животных
Севера.
Физкультминутка
«Белая
зима».Рассматривание иллюстраций о пингвинах. Дидактическая игра «Одинмного».Презентации «Жизнь пингвинов»
3.2. Теоретическое занятие: «Домашние и лесные животные»
Дидактические игры: «Мои друзья», «Отгадай животное», «Собери семью», «На
животноводческой ферме», «Кто как голос подаёт».Игра «Угадай-ка». Дидактическая
игры «Кто и где живет», «Звериная семья». Физкультминутка «Зверята». Рассматривание
карточек лесные животные.
3.3. Теоретическое занятие: итоговая викторина «Юные грамотеи»
Цель: закрепить знания пройденного материала за год.
22